Быть или не быть
Вот он - основной вопрос. Он нашел его. Эврика! "Вот в
чем вопрос". И это решительное, энергичное "таков" или
указательное "вот" звучат сильно, полнокровно, почти торжествующе.
С этим решением начала монолога связана и интонация слов
"Быть или не быть". Они большей частью звучали скорбно или мрачно, с
грустью или с отчаянием. Здесь видели настроение человека, решающего вопрос об
уходе из жизни. Между тем здесь - открытие, находка мыслителя, и потому
эмоциональная их окраска - мудрое спокойствие и даже удовлетворение
первооткрывателя.
Но именно потому неприемлема вопросительная интонация, с
которой обычно произносятся эти слова, столько раз уже звучавшие с театральных
подмостков всего мира, так же как она бессмысленна на конце строки, где слово
"вопрос" употреблено как синоним понятия "проблема".
Еще хуже, когда этот "вопрос" задается так, что в
нем уже содержится готовый ответ. К такому упрощению прибегали иногда актеры,
акцентируя в поставленной дилемме "быть" и снижая голос на "не
быть".
Итак, проблема поставлена и требует своего решения. Все
дальнейшее развертывание мысли - поиски доказательств для ее верного решения.
Но это не отвлеченное умствование, не умозрительный вопрос. Философия
Возрождения тесно связана с жизнью. Она действенная, близкая к
действительности, она занимается судьбой человека в противоположность средневековой
схоластической философии.
И потому Гамлет, поставив такую большую проблему, прежде
всего спрашивает себя, как в связи с ней ему действовать. Следующие строчки:
Что благородней духом - покоряться
Пращам и стрелам яростной судьбы
Иль, ополчась на море смут, сразить их
Противоборством?
изобилуют глаголами и требуют акцента на них, чтобы выразить
действенный характер мысли Гамлета. Если же, как это часто бывает,
акцентировать "пращи и стрелы яростной судьбы" и "море
смут", то это уведет к "мировой скорби", в которой в прежние
времена видели сущность Гамлета, к отрицанию действенного волевого начала в его
натуре.
А мысль его развивается дальше в настойчивых поисках ответа
на вопрос о ценности жизни, о смысле всех человеческих усилий. И весь этот монолог
в противоположность предшествующим, с их каждый раз более или менее бурной
эмоциональной реакцией, проходит в необыкновенно спокойных и тихих тонах. Он
весь построен на движении мысли. Последовательно, со строгой логикой сильного
ума развивается мысль.
Достойно ли человека жить в мире, где царствуют бесправие,
притеснения, где игнорируются все моральные законы? Но какой выбор у человека?
Уйти из жизни? Это проще всего. Один удар кинжалом.
Но что там, по ту сторону жизни? "Какие сны приснятся в
смертном сне, когда мы сбросим этот бренный шум", - вопрошает Гамлет. Ведь
рай, который обещает религия, построен по тем же принципам, что и земная жизнь.
Земной, "эвклидов" ум не знает иных. Но тогда, значит, потустороннее
равно земному. "Все, что есть у вас, есть и у нас", - сформулирует
черт Ивана Карамазова, этого русского Гамлета. А если между ними нет разницы,
то все едино. Но при этом единстве по существу перечеркивается надежда на
потустороннее с его особым миропорядком, отличным от земного. Напрасно все
религии мира твердят о потустороннем блаженстве. У человека есть одна
возможность: "терпеть невзгоды наши" и достойно жить в этом
недостойном мире. И несмотря на то, что Гамлет говорит: "Трусами нас
делает раздумье", далее мы видим, что теперь он уже знает, как ему
действовать: надо убедить мать, надо спасти Офелию, надо найти способ покарать
злодейство.
Комментариев нет:
Отправить комментарий